CЕМИГОРОДНЯЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА







Семигородняя узкоколейная железная дорога принадлежала Семигороднему леспромхозу. Узкоколейная железная дорога пролегала по территории Харовского и Сямженского районов Вологодской области. Когда-то она являлась одной из самых больших и известных в масштабах не только области, но и всей России.




Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Семигородняя Харовского района. Численность населения посёлка — около 2000 человек. Посёлок расположен у одноимённой станции «РЖД» (на участке Вологда — Коноша).

История Семигородней узкоколейной железной дороги во многом уникальна: её предшественником была монорельсовая дорога, построенная начале 1930-х годов. Данный вид лесовозного транспорта в то время пытались внедрять в разных регионах России. однако в эксплуатации монорельсовые дороги показали себя не с лучшей стороны. Все они были ликвидированы, просуществовав менее 20 лет.

В 1946 году был открыт первый участок узкоколейной железной дороги, построенной по трассе ликвидированной монорельсовой дороги. Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, позднее - различные тепловозы, в том числе ТУ2.

Семигородний леспромхоз быстро стал одним из гигантов лесной отрасли. По мере освоения лесных массивов магистраль узкоколейной железной дороги продвигалась всё дальше и дальше на восток, достигнув к концу 1970-х годов рекордной длины — 115 километров! Вдоль неё один за другим появлялись лесные поселки, где жили лесозаготовители. Длина веток и усов составляла не менее 80 километров.

Семигороднюю узкоколейную железную дорогу когда-то называли образцовой и передовой. Но увеличение расстояния вывозки приводило к значительному повышению себестоимости древесины.

В 1980-е годы предполагалось построить соединение с Пятовской узкоколейной железной дорогой (от станции Дружба в направлении Крутой Осыпи). В случае реализации этого проекта протяжённость объединённой железнодорожной сети приблизилась бы к 400 километрам. Но осуществиться ему было не суждено.

С конца 1980-х годов объёмы перевозок многократно сократились. Ухудшение состояния пути и вызванные этим постоянные аварии приносили леспромхозу огромные убытки.

В 1994 году прекратилась вывозка леса из Тафтинского лесопункта (посёлок Дружба). Объем заготавливаемой древесины сразу после этого уменьшился на 100 тысяч кубометров.



Грузовые перевозки на Семигородней узкоколейной железной дороге, по состоянию на 2003 год, были редкими (не более одного состава в день), и нерегулярными (периодически могли отсутствовать). С января по апрель большая часть лесовывозки — автотранспортом по зимним дорогам.

С середины 1990-х годов ведутся дискуссии о целесообразности отказа от узкоколейной железной дороги. Но вплоть до начала 2003 года, по всей магистральной линии поддерживалось регулярное движение. Основная причина такой «консервации дороги в рабочем состоянии» — для жителей лесных посёлков узкоколейная железная дорога оставалась единственной связью с остальным миром. Периодически из бюджета Вологодской области выделялись незначительные средства на ремонт пути.

В 1997 году пассажирский поезд Семигородняя — Дружба курсировал по понедельникам, средам, пятницам и воскресеньям. Между тем, до начала 1990-х годов такие поезда ходили ежедневно по два раза в сутки, был дневной и ночной рейс.




Ответ начальника станции Семигородняя (широкой колеи) на письмо-запрос, в котором содержалась
просьба прояснить текущее состояние узкоколейной железной дороги. Март 1997 года.



Расписание, действовавшее в мае 1997 года, было таким: 11:00-15:30 из Семигородней на Дружбу, 15:35-20:00 из Дружбы в Семигороднюю. Средняя скорость оставалась высокой — 23 километра в час.

К 2001 году поезд курсировал лишь два раза в неделю. По состоянию на октябрь 2002 года - только один раз, по понедельникам. Время в пути увеличилось до шести-семи часов.

Поезд состоял из одного «классного» (пассажирского) вагона и вагона-лавки, в котором везут хлеб и другие продукты. Для пассажира этот поезд был воплощением мечты о коммунизме: с 1995 года оплата проезда в нём не предусматривалась.

Рабочих поездов, предназначенных для доставки лесозаготовителей на делянки, в пору расцвета дороги было очень много. Они ходили из всех посёлков. В 1997 году курсировал рабочий поезд по маршруту Дружба — Согорки — лесосека в 4 километрах от магистрали. Утром он шёл «в лес», в 16-17 часов — обратно. К 2002 году его уже не было, заготовка леса в районе Согорок прекратилась. Рабочие поезда курсировали лишь в районе посёлка Томашка.



В октябре 2002 года по маршруту Семигородняя — Дружба проехал энтузиаст-исследователь железных дорог Е. Стерлин, представивший в Сети рассказ о своей поездке.



_____________________________________
Краткое описание основной магистрали


0 км. Станция Семигородняя. Находится приблизительно в одном километре от одноимённой станции РЖД (до 2003 года — МПС).

Это — главная станция узкоколейной железной дороги. Здесь находится диспетчерская — двухэтажное деревянное здание, которое когда-то было заметно издали, благодаря наличию рядом с ним высокой радиоантенны.


Станция Семигородняя. Вид из восточной горловины.
21.03.2004






Главное здание (диспетчерская). Вид с северной стороны.
21.03.2004






Главное здание (диспетчерская). Вид с северо-востока.
21.03.2004



Рядом — локомотивно-вагонное депо, пассажирская платформа (в 2004 году её уже не было).

К западу от станции находится нижний склад Семигороднего леспромхоза. Сюда поступает вся вывозимая по узкоколейной железной дороге древесина. Почти повсюду встречается «лишний» подвижной состав. Десятки тепловозных скелетов стоят многие годы как памятники нашей разрухе и бесхозяйственности, сгнивая и буквально врастая в землю.



Тепловозные кабины на окраине посёлка Семигородняя, к востоку от станции.
21.03.2004




Другие «памятники» бесхозяйственности можно встретить вдоль всей магистрали, едва ли не на каждом километре — это свалившиеся сцепы. За десятки лет их набралось очень много. Кое-где из прогнивших хлыстов, которые обрели вечный покой под насыпью железной дороги, уже прорастают деревья, среди которых сам сцеп почти незаметен.

4 км. Мост через реку Двиница.



Мост через реку Двиница. Вид с южной стороны.
21.03.2004




6 км. Посёлок («Шестой километр»). Протянулся вдоль магистрали приблизительно на километр. Большинство домов — обитаемы. Путевого развития, по состоянию на 2004 год, здесь нет.



Шестой километр. Вид из центра посёлка в восточном направлении.
21.03.2004




17 км. Вновь посёлок, которому даже имени не нашлось. Несмотря ни на что, здесь по-прежнему живут люди.

20 км. Отселённый посёлок. Здесь ещё стоит один дом...

29 км. Станция и посёлок Томашка. Есть депо с двумя или тремя исправными тепловозами. У жителей здесь немало «пионерок». По данным на 1997 год, посёлок был доступен для автотранспорта.

33 км. Когда-то здесь был посёлок Ушкомица. Отходит самая длинная «боковая» ветка узкоколейной железной дороги, доходившая почти до реки Сямжена. Ныне она в основном разобрана.

35 км. «Островок цивилизации» — пересечение с автодорогой Москва — Архангельск. Осенью жители лесных посёлков приезжают сюда на «пионерках» продавать бруснику, клюкву и грибы. Почти все пассажиры поезда Семигородняя — Дружба здесь выходят и далее едут автотранспортом.

47 км. Безымянный посёлок. В 2002 г. оставался жилым.

66 км. Село Согорки (по некоторым данным, возникло ещё до постройки железной дороги). На станции Согорки в 1997 году имелось помещение дежурного, пост телефонной связи, депо с несколькими тепловозами. Поселок доступен легковому автотранспорту, в 2001 г. было открыто автобусное сообщение по маршруту Сямжа — Согорки.

85 км. Здесь был посёлок Синьгойма (закрыт в конце 1970-х годов). От него остались развалины, заросшие молодыми берёзками. Неиспользуемый разъезд («обгонная»).

97 км. Станция Дружба. Посёлок, пришедший на смену Синьгойме, строился в 1970-х годах. Здесь располагался Тафтинский лесопункт. Расположен в живописной местности на берегу реки Тафта, население на 1997 г. — около 100 человек. Самый труднодоступный из всех лесных посёлков «Семигорки»: попасть сюда можно, либо проехав десятки километров по узкоколейной железной дороге, либо каким-то образом преодолев труднопроезжую грунтовую дорогу протяженностью 28 километров (от посёлка Красный Бор Тотемского района).

Пассажирского и грузового движения по узкоколейной железной дороге дальше станции Дружба нет уже много лет, но в 1997 году линия здесь не кончалась. Примерно в 20 километрах за посёлком расположена самая дальняя точка Семигородней узкоколейной железной дороги — затерянный в старых вырубках тупик, где когда-то магистраль оборвалась, так и не соединившись с линией из Тотьмы.

_____________________________________






...В конце 1990-х годов ситуацию Семигородней узкоколейной железной дороги можно было охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. С 2003 года стало очевидно: вскоре начнётся отсчёт последних дней существования дороги.

По состоянию на начало 2004 года, по-прежнему сохраняется вывоз леса из окрестностей посёлка Томашка. Дорога занимает одно из первых мест по количеству обитаемых лесных поселков — их осталось шесть. Однако посёлки Томашка и Согорки доступны для легковых автомобилей, а посёлки 17 километр, 47 километр и Дружба «оставлены на доживание». Пассажирский поезд Семигородняя — Дружба весной 2003 года ушёл в историю.



По состоянию на 2007 год, протяжённость Семигородней узкоколейной железной дороги сократилась примерно в 3 раза по сравнению с 2004 годом. Действующим остаётся участок Семигородняя — Томашка, на нём регулярно производится вывоз леса. По неподтверждённым данным, сохранён также небольшой изолированный участок вблизи посёлка Согорки. Все остальные участки разобраны.















ИЗОБРАЖЕНИЯ

   
    СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 1)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2004 ГОДУ (ЧАСТЬ 2)    

    ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2005 ГОДУ    










01.12.2004 © С. Болашенко


назад

«Узкоколейные железные дороги Вологодской области»

на главную страницу


Hosted by uCoz